Когнитивно-поведенческая терапия – КПТ – одно из самых популярных сегодня направлений психотерапии. Суть КПТ состоит в том, что психотерапевт помогает человеку переучивать свой мозг с целью развития и закрепления навыков адаптивного удовлетворения своих потребностей. Что это значит?
Чему нас учат в детстве
У каждого из нас есть потребности: физиологические, эмоциональные, психологические, материальные, духовные. Как именно удовлетворять эти потребности, ребенка учат родители. Именно родители дают детям базовые знания о том, «что нужно сделать, чтобы». Например, каким я должен быть, чтобы меня любили. Или что нужно сделать, чтобы мне купили эту игрушку. Дальше мозг растет и взрослеет вместе со своим человеком, но базовые убеждения «что нужно сделать, чтобы» и «каким надо быть, чтобы» остаются в активе и формируют приоритетные стратегии выживания.
И тогда человек живет с убеждением, что он все время «чего-то» или «кому-то» должен, чтобы его любили и принимали, хорошо к нему относились и «позволяли» удовлетворять актуальные потребности. Он пребывает в мнении, что его желания и чувства не важны, что «другим нужнее», что кто-то (партнер, родители, коллеги, любые другиее люди) имеют «больше права на что-то», чем он сам. Это ограничивающие или, как их еще называют, блокирующие убеждения. Они не дают человеку быть счастливым, получать удовольствие от занятий, работы, общения, быть довольным своей жизнью, и не потому, что в ней все тихо и гладко, а потому, что какой бы она ни была, он справляется со всеми задачами. И поэтому он – герой, а не жертва.
Суть КПТ на отдельном примере
Вариант с автоматическими мыслями (это то, с чем человек приходит к психотерапевту или психологу; событием-триггером может быть что угодно) | Вариант с конструктивным подходом к оценке происходящего (это то, что психотерапевт помогает осознать клиенту) | |
Событие | от меня ушел мужчина | от меня ушел мужчина |
Мысли, оценка | автоматические мысли: я не справилась, я никчемная (некрасивая, глупая и т.п.), я недостойна его любви, меня нельзя любить в принципе | осознанная оценка ситуации: у нас разные подходы к отношениям, много разногласий, по которым он не захотел договариваться, он испугался ответственности, не захотел обязательств, у него другой путь |
Чувства, эмоции | страх, обида, переживание отвержения, страдание | проживание расставания с разрешением себе эмоционального выброса, освобождение от гнева, злости, обиды, разочарования |
Состояние | снижение самооценки, потеря уверенности в себе | укрепление (повышение) самооценки, уверенности в себе, осознание своей безусловной ценности |
Действия/поведение | страх и избегание отношений, подстройка под любого, кто обратил внимание, много старания и усилий, чтобы понравиться (потому что такая, какая есть, я не могу нравиться) | умение устанавливать здоровые границы, способность строить здоровые отношения с пониманием своих потребностей |